|
Супружеские отношения до венчания или вольные отношения между женихом и невестой. |
Ревекка как только увидела перед собою своего жениха, «взяла покрывало
и покрылась» (Быт. 24:65). Подобно этому, у каждого жениха и невесты
взаимные отношения должны быть покрыты целомудрием и стыдливостью. До венца
необходима сдержанность как в уединенных прогулках, поздних свиданиях, так и в
прикосновениях, в разговоре и переписке о взаимной любви, должны быть совершенно
исключены страстные лобзания и похотливые объятия. Что же касается до плотского
сожития желающих венчаться, то такое сожитие «не есть брак и даже не
начало брака» (Василий Великий, пр. 26), но только блудная
связь. Если до законного брака люди страстно привязались друг к другу, то часто,
со временем благословенного супружества, между ними возникают попреки, холодность
и презрение. Венцом не прикрывается содеянный ранее грех. Со дня церковного
брака законно их сожитие. А за прежнюю связь они должны понести четырехлетнюю
епитимью, понести оба -- и жених и невеста, или один тот, который насилием или
обольщением растлил невинное лицо (Василий Великий, пр. 22, 25). Но если
сожития не было, а только перед самым браком вследствие вольного обращения
допущен грех, то виновные подлежат однолетней епитимьи (запрещению приступать
ко Святым Тайнам, пр. 69). Наконец, кто падет прежде брака не с самою
невестой, а с ее матерью, сестрой или другим родственником, тому брак с этой
невестой воспрещается. В настоящее время очень мало людей выполняют вышеуказанные правила. В обществе распространено греховное мнение, что будущие супруги должны пожить плотской жизнью до брака, чтобы убедиться в «половой совместимости». Это -- дьявольская ложь. Человек, доверяющий такому убеждению, впадает в блудный грех, теряет драгоценную благодать, изливающуюся на сохранивших добрачное целомудрие. При взаимной любви и невинности супругов такой вопрос перед ними даже не может стоять. Он стоит перед развращенными и изрядно потасканными людьми, для которых сладострастие занимает главенствующее положение в ценностной жизненной ориентации. Молодые люди могут по-дружески проводить время до брака, чтобы убедиться во взаимных чувствах, добрых качествах и на основании взаимной любви и уважения утвердиться в решимости сочетаться браком. |
Допущение на брачном празднике неприличных увеселений и безудержного пьянства. |
В правилах соборных сказано: «Не подобает на браки ходящим, скакати или
плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам»
(Лаодикийский собор, пр.53). Тем более такие увеселения неприличны самим
новобрачным. И действительно, как же это после причастия, венчания, духовных
молитв бросаться в пляску, обращаться к курению, выпивке, участвовать в общем
смехе и пустословии? Новобрачным есть чем в это время занять свой дух. Их
должно занимать тайное ощущение благодати, которая только что снизошла на них
в браке, молитвенная мысль при взгляде на венчальные иконы Спасителя и Божией
Матери, мысль о том, что Сам Господь и Пресвятая Богородица невидимо посетили
их брак, как некогда в Кане Галилейской; духовное ощущение на голове венцов,
которые они никогда не потеряют, если будут жить в супружеской верности. Еще лучше, если бы вместо музыкантов они пригласили в свой дом бедных и нищих для трапезы и милостыни. Господь бы непременно воздал за такой подвиг. Ведь новобрачные ответят пред Богом за неприличное поведение своих гостей на браке, если сами являются хозяевами и распорядителями брачного пира. Недопустима безмерная и безобразная пьянка на свадьбе, бесчинные шутки и пошлые выходки; продолжение пьянки и бесчинного гулянья в течение нескольких дней после свадебного торжества. Если свадьба случилась в постный день, то угощение не должно быть скоромным. Ответственность за все нарушения и бесчиния, оскорбляющие брак как таинство и супружескую жизнь как жизнь чистую и законную, принимают на себя молодожены, если могут предотвратить их и не деляют этого. Если же все это допускается и происходит по распоряжению родителей новобрачных, то они унижают чистоту собственного брака, подвергают сомнениюсобственное целомудрие, теряют уважение своих детей. Нельзя превращать свадьбу в праздник плоти, в языческий ритуал безумного веселья, который совершенно чужд христианскому целомудрию. |
Стремление жены верховодить над мужем в семье. |
«Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем» (1Тим. 2:12) Некоторые женщины в противность Божественным установлениям, поставившим мужа во главу семьи, пытаются «подмять его под себя» и руководить всей семейной жизнью. Это изначально неверная и обреченная попытка. Женщина в силу своего устроения призвана быть ведомой, а не вести. Даже если жена подчинит себе мужа, она будет при этом только несчастна, так как взялась исполнять несвойственную ей роль. Часто приходится слышать от женщин, вставших во главе семьи, жалобы на то, что муж -- «тряпка», что она не чувствует сильной руки в доме. Женщина должна знать свое место помощницы, устроительницы очага в семье, только находясь на котором она и может быть счастливой. Попытки же верховодить в семье являются греховными, ибо противны устроению и назначению женщины, которые определены Самим Богом. |
Несоблюдение обязанностей достойно обеспечивать и содержать жену и детей. | «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19), -- прежде всего эта речь относится к мужу. Следовательно, мужу предназначены в жизни более тяжелые труды, пользуясь результатами которых жена уже сообразует все необходимое для дома. Естественный долг мужа -- содержать жену и заботиться о детях. И кто не выполняет его, тяжко грешит пред Богом и людьми, нарушая Божественные и человеческие законы. |
Утаение денег и трата их по пустякам. | Долгом мужа является забота о материальном обеспечении семьи. Жена же, занимаясь хозяйством, должна ценить и оберегать средства, заработанные мужем. Между тем некоторые жены не берегут того, что есть в семье, растрачивают деньги на вещи, без которых вполне можно было бы обойтись (безделушки, наряды и др.) Из-за этого семья часто испытывает нужду в насущем и вынуждена прибегать к долговым займам. Есть жены, которые тайком берут деньги из семейной кассы и тратят их на свои нужды и прихоти. Этим они вызывают естественное недовольство мужа и соответствующие нарекания. Мир и любовь в семье теряются, и виной тому женская прихоть и легкомыслие. |
Неумеренность на супружеском ложе. | «Не для удовлетворения похоти, но по истине как жену» (Тов. 8:7), -- говорил праведный Товия Господу о назначении своего брака. Чтобы яснее представлять греховность супружеского невоздержания, укажем на основные цели законного брака: первая и самая чистая цель брака -- рождение детей (Быт.1:28). Вторая -- разделение между мужем и женой домашнего труда, или жизненная взаимопомощь (Быт.2:18). Третья и последняя -- удовлетворение половому побуждению (1Кор. 7:9). Как видим, половое наслаждение уже само по себе стоит на последней ступени, хотя и «честна женитьба» (Евр. 13:4). А если это займет главенствующую сторону брака, будет повторяться часто и неумеренно, то из законного брака получится одна плотская прихоть, потеха животного инстинкта. Между законным мужем и женой должна присутствовать умеренная половая стыдливость, которая при неумеренности интимных отношений утрачивается и исчезает. Предаваясь неумеренным наслаждениям, люди чрезмерно развивают в себе плотскую похоть, которая при вдовстве или продолжительной болезни жжет и мучает, а часто доводит и до блудного падения распущенного человека. Постоянная супружеская неумеренность также вредна для здоровья, она быстро истощает силы, особенно у молодых супругов, что приводит к сокращению их жизни. Известно, что «жизнь человеческая есть горение». А чем сильнее пламя, тем быстрее оно потухает. В половом же совокуплении жизнь в короткие минуты возжигается, как полное пламя, происходит колоссальный выброс энергии, что сопровождается потрясением всего организма. Отсюда и очевидно вредны последствия крайней неумеренности. В старости же лет, когда зачатие детей невозможно, частые интимные отношения супругов уже становятся откровенно греховными. С приближением старости лучше было бы совсем оставить плотскую супружескую связь, нужно стремиться к стяжанию полной чистоты, целомудрия, совершенно чуждого похоти и таким образом сделать брак «жертвою чистоты пред Богом». Надо помнить, что на том свете плотсих утех не будет, ибо люди, достигшие Царства Небесного, будут подобны ангелам Божиим на небесах и жениться и замуж выходить не будут (Мф. 22:30). |
Невоздержание от супружеского ложа во время постов, постных дней и церковных праздников. | «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор. 7:5) -- здесь дается прямая заповедь законным мужу и жене. Эта заповедь прилагается ко всем церковным постам, а также к постному времени на среды и пятницы, но особенно она относится к Великому посту, и тем более ко времени говения. О соблюдении Великого поста в супружеской неприкосновенности ясно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый Великий пост... Аще ли падется с женою во святый пост... весь пост обезчествова» (Требник священнослужителя, гл.26). Вообще же молитве супружеское сообщение не препятствует, потому что законные отношения не оскверняют человека. Но в приведенной заповеди разумеется молитва особая, усиленная, которая требует отвлечения от всех плотских утех и сосредоточения на духовном, какою она и бывает в посты. Сказано не просто «молитеся», но «да пребываете в молитвы», потому что при воздержании супружеском, как и физическом посте, молитва чище и совершеннее. Поэтому все посты, и особенно Великий, должны быть неприкосновенными для супружеского совокупления во все годы: с молодых лет и до старости. |
Нарушение заповеди «жена своим телом не владеет, но муж». | Муж и жена по закону составляют одну плоть. Относительно интимных отношений: тело жены принадлежит мужу, а тело мужа -- жене. Воля одного лица здесь должна сообразовываться с желанием другого. Уклоняться от интимных отношений можно только «разве по согласию» (1Кор. 7:5) до той поры, пока не последует требование со стороны четы. Нарушением закона будет, если одно лицо станет противиться исполнению супружеского долга. Часто бывает, что жена, дотоле волей или неволей покорная мужу, заметив в нем плотское желание, начинает величаться перед ним, строить различные капризы. Даже если иная жена и по истинному воздержанию, ради жертвы Богу, уклоняется от мужа -- и тут она поступает неправильно. Потому что единодушие в супружеской жизни важнее всего, и, когда будет нарушена любовь, начнется раздражение, брань со стороны мужа -- какая тут польза от воздержания и от самой молитвы? Можно достигнуть победы над пожеланиями мужа только просьбой, убеждением, а не с раздражением и гневом. Жена не должна делать своему мужу на супружеском ложе никаких замечаний, упреков, допускать противоречий. Если она и недовольна мужем, то тут не место для выказывания недовольства. Так при интимных отношениях чувственность человека крайне обострена, и любые негативные моменты воспринимаются крайне тяжело и долго не забываются. Женщина должна по закону, а не по особенной от себя милости исполнять желание мужа. Если женщина сделалась женой, то должна исполнять обязанности жены. Дожидаться упрашиваний со стороны мужа, или договариваться с ним, или спорить по поводу интимных отношений -- это свойственно уличной женщине, а не жене. Покоряясь желанию мужа, женщина не должна демонстрировать неприятность для себя происходящим или гнушаться супружескими отношениями. И мужчине, и женщине нужно быть очень корректными во время плотской связи, потому что здесь очень легко обидеть, оттолкнуть от себя вторую половину, что грозит разрушением внутреннего единства супругов. |
Принятие мер для избежания зачатия (предохранение). | Одна из таких мер изобличается в библейской истории. Об Онане сказано: «Когда входил к жене... изливал [семя] на землю» (погублял семя пролитием на землю, не довершая плотского сообщения, чтобы не последовало оплодотворения). И такое дело Онана «зло было пред очами Господа» (Быт. 38:9-10). В настоящее время используются различные виды контрацепции. Но суть их одна. Грех здесь заключается в том, что в супружеских отношениях человек хочет получать только телесное наслаждение, только плотское удовольствие. Человек хочет жить только для себя, для своей плоти, не желая произведения потомства (хотя сказано: «Чадородием спасается женщина»), потому что появление детей может прервать ход эгоистической жизни, целью которой является погоня за наслаждениями. Затрагивая вопросы о дозволенности или недозволенности контрацепции, необходимо отметить мнение некоторых семейных пар, что «естественный метод мспользования для супружеских отношений периодов, когда зачатие женщиной ребенка невозможным, можно считать допустимым при мотивированном его использовании». Данное утверждение абсолютно неверно. Что таится для за использованием для интимной жизни определенных дней? Желание получить удовольствие и не зачать ребенка. Тот же мотив лежит и при использовании презервативов и противозачаточных средств. Какая же здесь качественная разница? Да никакой! То и другое в равной степени является грехом. И пользующийся данными средствами не должен себя обманывать. Применяющий контрацептивы должен ясно себе сказать: «Да, я грешу. Я хочу плотских удовольствий, а ребенка (по тем или иным причинам, в большей или меньшей степени уважительным) не хочу. Я понимаю, что это грех, но мое сегодняшнее духовное состояние таково, что иначе я поступать не могу. Прости и помоги мне исправиться, Господи!» По крайней мере, это будет честно перед Богом и самим собой, приведет к смирению и избавит от лицемерия. Конечно, совершенно недопустимо применение таких средств, как установка спирали у женщин. В этом случае происходит убийство зародыша ребенка околонедельного возраста. Всякого рода чистки при опасении зачатия также недопустимы, ибо это тот же аборт, то есть убийство. |
Аборт. |
Аборты являются смертным грехом. По сути дела -- это грех детоубийства. Никакие
оправдания здесь не принимаются. Некоторые святые считали, что совершивший грех
детоубийства Царства Небесного наследовать не может. Церковь накладывает строгую
епитимью за этот грех. «За изведение или убиение младенца во чреве»
полагается как минимум десятилетнее отлучение от Церкви Анкирский собор,
пр. 21:30). Эту епитимью должен понести и родитель умерщвленного младенца,
если он содействовал аборту советом или организацией детского убийства. В наше
безбожное время, когда аборты стали «естественнм» делом, многие
совершили этот грех не ведая Бога. Придя к вере, каждый должен исповедовать
этот грех, получить соответствующую епитимью и до конца жизни каяться в грехе
детоубийства. Некоторые старцы советовали за каждый аборт делать по три земных
поклона в день с покаянной молитвой (Господи, прости меня, грешную и
неразумную), кроме воскресных и праздничных дней; если нет силы на земные
поклоны, делать поясные, а если и они не по силам, то просто читать эту молитву
с сердечным покаянием. |
Различные виды извращений в супружеских отношениях. | Различные виды половых извращений, допускаемые в отношениях между супругами, являются смертным грехом. Между мужчиной и женщиной благословлено Богом естественное соитие, которое приводит к чадородию. Различные же неестественные способы удовлетворения и разжигания похоти являются результатом безмерного сладострастия, психической и духовной патологии согрешающих. Занимаясь подобными мерзостями, человек оскверняет благословенный брак, уничижает себя и вторую свою половину как образ Божий и подпадает под соответствующие канонические церковные прещения. Брак не есть свобода похотного разврата. Его предназначение -- это и воспитание супружеского целомудрия, и преодоление со временем плотских привязанностей и связей, это выход на совершенно новые духовные отношения между супругами. Предаваясь же разврату в браке, человек оскверняет его, лишается Божественного благословления, духовно гибнет. В браке каждый отвечает не только за свое целомудрие, но и за целомудрие второй половины, о которой он должен проявлять максимальную заботливость. |
Супружеская ревность, а с другой стороны -- дача повода к ней. |
«Не будь ревнив к жене» (Сир. 9:1), -- говорит Слово Божие,
а о женской ревности сказано: «Болезнь сердца и печаль, жена ревнивая» (Сир. 26:7). Причинами ревности чаще всего являются прошлая греховность и настоящее нецеломудрие ревнивца. К ним можно отнести: неравный по летам брак (особенно когда молодая жена и старый муж); собственная нечестность и прелюбодеяние до брака, в том числе и с замужними лицами; самолюбие, подогреваемое комплексом своей неполноценности (недостаточностью красоты, ума и т.п.); чрезмерное желание мужа, чтобы им дорожила жена; чрезмерное желание жены, чтобы муж занимался, и, так сказать, «дышал», только ею одной. Как видим, ревность чаще всего является результатом греха, но еще страшнее ее последствия: она оскорбляет невинных и побуждает их пускаться на различные хитрости, чтобы отвести от себя подозрения. Она не щадит и самых целомудренных людей, общающихся с объектом ревности, она -- тиран самого ревнующего (особенно такова ревность жены), мучительна сама по себе (нет, например, покоя жене от мысли, что муж изменяет ей), отсюда слежка за мужем, тайные распросы о нем, истеричные требования, чтобы он признался в измене. По сути дела -- это отрава для супружеской жизни, медленное уничтожение любви и взаимной привязанности. Но виновен и тот, кто по упрямству или рассеянности не хочет ликвидировать причины этой ревности и этим еще более способствует ее развитию. Таковой сам подстрекает в супруге нездоровую наклонность, которая мало-помалу обращается в своего рода болезнь. Например, муж любит ухаживать за красивыми женщинами; часто и с нежным чувством вспоминает чье-то женское лицо; бывает у замужних женщин в отсутствие их мужей; холоден к ревнующей жене; не оставляет знакомства с холостыми товарищами, известными своим развратным поведением; любит подолгу отлучаться из дома. Со стороны жены -- это выражение видимого предпочтения к посторонним мужчинам; желание часто принимать в доме симпатичного ей мужчину; неуклонение от разговоров и встреч с посторонним мужчиной наедине; кокетство, чрезмерная любовь к нарядам, которые свидетельствуют о желании нравиться другим, потому что дома перед мужем они, как правило, так не одеваются; любовь к посещениям без мужа кафе, ресторанов, театров, клубов. Все вышеперечисленные причины, возбуждающие ревность второй половины, небезвинны, мир супружеский стоит того, чтобы беречь его от всяких внешних, наносных причин. Любовь супружеская действительно должна быть сосредоточенной, так сказать, замкнутой, поэтому необходимо быть сдержанными и в самом невинном общении, не подавая повода второй половине для супружеской ревности. |
Попреки при новом браке счастьем первого. |
«Иаков любил Рахиль больше, нежели Лию» (Быт. 29:30) Во-первых эти попреки незаконны, потому что новым браком прекращается прежний. О прежнем браке или о любви к прежнему супружескому лицу не должно быть никаких разговоров. Поэтому не следует двоеженцу иметь портрет первой жены, взгляд на этот портрет, естественно, вызывает негативные чувства у второй жены. Так же попреками возбуждается ревность, так сказать, к самому праху, соперничество к уже умершему лицу. Часто они произносятся с лукавой целью, чтобы подзадорить и усилить ухаживание второй половины. Но здесь укоряющее лицо вредит себе, потому что укоризны охлаждают любовь укоряемого. Люди бывают и без того меньше привязаны к тому, чем владеют во вторую очередь (после кого-то). Поэтому жена особыми ласками и добродушием должна заслужить себе любовь нового мужа, помочь ему изгладить сознание, что ему принадлежит вторичное право владения, а также (если он сам из вдовых) забыть прежнюю любимую им жену. Второбрачные должны оставить попреки прежним браком и даже воспоминания и разговоры о нем. Одна только остается обязанность к прежней чете -- поминать ее за упокой и заботиться о детях от первого брака. |
Разглашение перед посторонними своих супружеских разногласий. |
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф. 12:25) Подобным образом можно сказать и о разделении между мужем и женой, особенно когда это проявляется еще и разглашением супружеских неполадок перед посторонними. Например, жена жена жалуется или только ропщет на своего мужа. Как на это среагирует муж? Скорее всего, когда он узнает об этом, то начнет защищаться, а иногда и с гневом обличать жену. Искра несогласия, возможно, была близка к тому, чтобы потухнуть, но гласностью она еще более раздувается. Кроме того, она способствует ссоре мужа с ближними, которые приняли сторону жены. А если вина во всех скандалах лежит только на жене, является результатом ее нетерпеливости, капризов, дурных привычек? Что же тогда? В таких случаях муж, как бы он ни был великодушен, скоро может потерять терпение. Если бы жалобы и упреки происходили наедине, муж перенес бы их спокойнее, попытался бы объяснить жене безосновательность подобных скандалов. Но гласность, скандальность перед посторонними, безусловно, подрывают доверие мужа к своей половине. Муж большей частью является лицом общественным, ему дороги доверие и доброе имя. А скандальная жена лишает его этого доброго имени и доверия своими неосторожными жалобами или слезливым ропотом. Причем никакой пользы от подобного поведения жена не получает, муж только больше на нее раздражается и со временем начинает ненавидеть. Если же муж начинает рассказывать о своих несогласиях с женой, об обидах, которые терпит от нее, то прежде всего он унижает себя, потому что он глава семьи и должен уметь управлять женой. Супруги «два одною плотью» (Мк. 10:8) должны жить друг в друге. Следовательно, та сторона, которая разглашает о взаимных несогласиях -- наговаривает сама на себя, унижая свою чету -- унижает себя. И чем больше будет этих «откровений» о скандалах супружеских, тем дальше лицо, выносящее «сор из избы», удаляется от своего домашнего очага, перестает жить сердцем своим дома, а значит, разрушает его. Супружество -- это прежде всего жизненный крест, который должен нести каждый семьянин. Бывает крест легкий, но бывает и тяжелый. В семье, как ни в каком ином месте, воспитываются терпение, выдержка, смирение; врачуются наши внутренние страсти и недостатки. Бросить этот крест нельзя, потому что «соединен ли ты с женой? не ищи развода» (1Кор. 7:27). Итак, супруги призваны быть единым целым, и не должны никого делать участником своих внутренних разногласий и прочих тайн супружеской жизни, кроме разве опытного духовника и только в крайних случаях для утешения в своей скорби, ибо известно, что когда человек выговорится, то ему становится легче. |
Рукоприкладство, грубость жестокость по отношению к жене. |
«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19) Если жена и виновата, если ведет себя в чем-либо порочно или чем-то крайне досаждает, все равно доводить дело до побоев совершенно недопустимо. Кто прибегает к побоям, тот уже не оставляет иных средств для исправления пороков жены. Но вместе с тем это средство крайне порочное. Побои еще более ожесточат жену и скорее унизят ее в собственных глазах, чем исправят. Суровостью и жестокостью не исправишь жены, особенно от порока прелюбодейства, потому что демон не изгоняет демона. Причем такая мера, как побои, совершенно несообразна с таинственным значением христианского брака. Муж -- глава семьи, как и Христос -- глава Церкви. Христос же никогда не обращался к Церкви (хотя и там были люди порочные и, казалось бы, неисправимые) с насилием и казнями, но заботился об исправлении ее святости и непорочности даже до того, как «предал себя за нее». А если жена неисправима в своих пороках или в злом характере, то нужно относиться к этому как к своему жизненному кресту, а не истязять ее. Впрочем, чаще всего побои вызывает не жена своим поведением или скверным характером, но сам муж по собственной порочности и страстям нападает на нее. Например, жена в скорбном состоянии духа упрекает мужа в развратной, разгульной жизни, он же в злобе своей начинает ее за это бить. Или пьяница требует у жены денег на водку, она не дает -- он начинает ее истязать и т.п. Муж, бьющий и истязающий жену, уже не друг ее жизни, не своя она ему, и не составляет она для него собственной плоти, которую он должен «питать и греть» (Еф. 5:29). Женщина, будучи крайне восприимчива к огорчениям и обидам, ей наносимым, долго будет помнить побои и уже вряд ли когда восстановятся те доверительные и любовные отношения, которыми должен характеризоваться каждый христианский брак. |
Взаимное уклонение супругов друг от друга для свободной блудной жизни с другими. | Такое действие можно назвать «сатанинским согласием к обоюдному разврату». К подобному греховному состоянию, как правило приводит прелюбодейство со стороны обоих супругов. Взаимно охладев, по обоюдному согласию они предаются разврату с посторонними лицами, между тем официально продолжают находиться в законном браке. Такие люди считаются прелюбодеями, и должны нести епитимью за этот грех. В случае нераскаянности, по слову Господню, таковые «Царства Божия не наследуют»(1Кор. 6:9) |
Самовольный развод. |
«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться
с мужем,-- если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться
с мужем своим, -- и мужу не оставлять жены своей» (1Кор. 7:10-11). Развод возможен только законным порядком и по законным причинам. Причины эти могут быть или физические ил нравственные. Физическую сторону здесь составляет: неспособность к супружескому соитию, если эта неспособность была неизвестной до брака, а не приобретенной по причине болезни или несчастного случая после его заключения. Но и тут «кто может вместить да вместит» (Мф. 19:12), то есть лучшею жертвою Богу было бы пребывание в браке лица, смирившегося с таким недостатком своей «законной половины». Нравственной же причиной развода может служить обоюдное желание супругов принять монашество или прелюбодеяние одного из супругов. В 1918 году Поместный Собор РПЦ в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие (более 5 лет), осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время юбилейным Архиерейским Собором 2000 года этот перечень оснований для расторжения брака дополнен такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Изначально Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака (кроме вышеуказанных исключительных случаев, и то, не повелевающих, а только при нежелании страдающей стороны терпеть скорби, разрешающие развод), основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, приносящий тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для подтверждения гражданского развода. Если же распад брака является совершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не признается возможным, по пасторскому снисхождениютакже допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невинной стороне. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается. |
Вступление в брак при живой жене или живом муже. | «Господь был свидетелем между тобою и женою юность твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал. 2:14), -- говорит Господь о таком браке, через своего пророка. Кто женится или выходит замуж (будучи неразведенными) при живом супруге, повинен греху прелюбодеяния, и если обманным путем он даже венчается, то такой обманный брак церковной силы не имеет, и обманщик является прелюбодеем и подлежит отлучению от Церкви согласно отеческим правилам. В случае же покаяния и возвращения к законной своей половине, он должен исполнить семнадцатилетнюю епитимью с соответствующими подвигами покаяния (6-й Вселенский Собор, пр.87) |